Валерий Райс: Строю дом своим именем

Чтобы следовать определенной стратегии нужно принимать важные управленческие решения, а главное четко знать, ради чего ты работаешь. Всегда нужна определенная цель, куда двигаться, как двигаться и зачем. Ведь если у человека есть желание и цель, он может добиться многого. И главная тактика стратегии, с моей точки зрения, делать то, что не хотят делать твои конкуренты. Ключевое слово – не хотят. Не хотят - учится, планировать, направлять, контролировать, развиваться. Могли бы, но не хотят.

Мой любимый автор Брайан Трейси, который написал книгу «Привычки на миллион долларов» и много других бестселлеров, утверждает, что 20% людей двигают эту планету, а 80% крутятся на ней по инерции. И те, кто хочет быть в числе 20% должны отличаться от других. Они должны хотеть и уметь делать то, что не могут и не хотят делать другие. Тем, кто не хочет и, как следствие, не может - вообще не нужно заниматься бизнесом.

Хочу поделиться управленческими решениями, на примере своего бизнеса. Немного истории: когда я начинал заниматься бизнесом, то установил для себя правило – всегда следовать своим принципам. Самый важный мой принцип, которого я придерживаюсь всю свою жизнь: на чужом несчастье - счастья не построишь. Хотя в девяностые годы были и возможности и примеры, как можно заработать быстро и много, правда, нечестно. Я так не делал никогда, более того я так выстроил рабочую систему, что в моей компании никто не может сделать так.

Взять Америку в 30-е годы, когда страна переходила на рыночную экономику, это была дикая экономика. Был честный бизнес и криминальный бизнес. Но все это был бизнес. Я всегда чтил гражданский и уголовный кодекс. Причем, мной руководил не страх наказания, а понимание, что так делать нельзя. Для меня понятие: честь выше, чем расчет – это не просто слова, это еще один мой принцип. Так будет всегда, сколько я буду заниматься бизнесом. Я очень дорожу репутацией своего имени и компании «АВЕСТА-РИЭЛТ». Само имя создается годами и по крупицам. Я говорю, прежде всего не о своей фамилии, а о компании. Но одно без другого быть не может. И всех сотрудников работающих в компании приучаю к этому, где бы они не находились, прошу всегда и везде соблюдать установленные правила и законы, не бросать тень на свою фамилию и компанию, в которой работают.

Когда в России зарождался риэлтерский бизнес, мне не нравилось, как именно протекали бизнес-процессы. Раньше, что такое был риэлтерский бизнес – табличка «меняю квартиру» или «сдам квартиру». Как на барахолке, только, вместо вещей мы квартиры меняли. Схема риэлторского бизнеса была везде одна и та же. Всю работу делал один человек. Но с момента зарождения компании я понимал, что не должен один человек заниматься всем. Сам нашел клиента, сам дал рекламу, сам оформил документы. Я знал, что это пагубная практика, путь в никуда. И я начал создавать совершенно другую команду, в которой каждый должен заниматься своим делом и отвечать за выполненную работу. Задача руководителя сделать так, чтобы сотрудники стали лучше и выполняли качественно свою работу, то есть руководитель должен принимать такие решения, которые побеждали бы человеческий фактор. Эти вопросы приходится решать ежедневно, поэтому стараюсь четко определить функционал и ответственность каждого сотрудника при выполнении работы. Это и есть системность. Стратегия и системность очень переплетаются. По натуре я перфекционист, считаю, что лучшего результата можно и нужно достигать, поэтому принимаю непосредственное участие во всех рабочих процессах. С момента образования компании я создаю «дом под названием АВЕСТА» для всех сотрудников. И пусть с начала в компании было три человека, я работал над тем, чтобы в «доме АВЕСТА» им было комфортно, сытно, тепло и уютно. А когда работы стало больше, в компании появился четвертый, пятый сотрудники. И на сегодняшний день в компании работает около 70 сотрудников и каждый занят четко определенным делом, пользуясь всеми благами «дома АВЕСТА».

Конечно, я с самого начала знал, что буду развиваться. Но есть один очень важный нюанс, я не буду развиваться в ущерб качеству. Никогда. Качество услуг - это еще один краеугольный камень работы компании. Я думаю о качестве с первого дня основания компании, вот уже больше 20 лет. Сегодня в Омске очень мало предпринимателей, которые никогда не меняли форму собственности. Большинство бизнесменов проходили через бесчисленную череду смены названий фирм и организационно правовых форм. Они так защищали свой бизнес. Но все это сказывается на качестве услуг, репутации компании и ее руководителя. Какие бы сложные времена не были, я всегда старался следовать нормам закона и выполнял все взятые обязательства, потому что если бы я их не выполнял, мне пришлось бы от них отказаться. А отказаться проще всего как – закрыть компанию и открыть новую. Но это не мой путь.
Сложность заниматься стратегическим планированием в России в том, что у нас в стране молодая рыночная экономика. Мы недавно справляли двадцать лет предпринимательству. Если взять Горбачева, который в 86 году издал закон об индивидуальной трудовой деятельности, почти 30 лет назад. Всего 30 лет живет рыночная экономика в нашей стране. У нас 70 лет была совершенно другая идеология и экономика. Мы верили, что живем в самой лучшей стране. Хотя как раз советская экономика строилась на пятилетних планах, и в историю вошла под именем «плановая», но правильной ту стратегию я назвать не могу. Мы должны были быстро перестроиться на рыночную экономику со своим социалистическим сознанием. А это очень сложный процесс – перестроить людей, которые думают о том, и до сих пор, кстати, многие думают, что честных денег не бывает и много денег честно не заработаешь. Если у тебя есть деньги – значит, ты их украл, так нас учили в СССР.

На западе все по-другому, потому что у них долгая история бизнеса, большой опыт. Предприниматель, принимая управленческое решение, понимает, сколько ему нужно будет заплатить налогов, какой % инфляции будет и т.д. Он может все рассчитать, спланировать, потому что он живет в стабильном правовом и экономическом поле. В отличие от российского предпринимателя. Правовое поле у нас нестабильное, а экономическое смешно нестабильное. Нас сравнивать с западным предпринимателем невозможно. Когда наш предприниматель приезжает куда-то в Европу и начинает там работать, то почти в 90% он становится успешным. Если он выжил в российских условиях бизнеса, то попадая в условия стабильного поля, он практически всегда успешно завоевывает рынок.

Я думаю, любой предприниматель, попадая в сложную ситуацию, в отличие от наших европейских коллег, научился выживать. Наша стратегия – это стратегия, направленная на выживание. Никакие выкладки мне не нужны, я просто знаю, за счет чего выживаю. Я к этому кризису подготовился, до этого еще два кризиса пережил. Каждый кризис помогает и развивает любое общество. Эволюционные процессы идут максимально быстро именно во время войн или катаклизмов. Почему страны третьего мира самые не развитые? Потому что им делать ничего не надо. У них природные и климатические условия дают все, чтобы человек ни о чем не задумывался. А когда люди заселяли Европу, Америку ими двигали другие планы и цели. Мною движет именно выживание. И когда мы выживаем в кризис, мы всегда находим новые источники для выживания. Есть такая поговорка – от добра добра не ищут. Когда все хорошо, вроде бы и не надо ничего придумывать. Мозг человека устроен таким образом, чтобы потратить как можно меньше энергии и заставить его работать может только более сильный инстинкт – инстинкт выживания. Готовясь к третьему кризису, стал думать над тем, какую работу не хотят делать другие предприниматели? В сфере услуг и производстве, самое неприятное то, что не хочет делать любой руководитель – это контролировать и заставлять сотрудников хорошо делать свою работу. Руководителю кажется, что каждый его сотрудник может делать все самостоятельно. Но я давно уже пересмотрел этот аспект человеческих качеств: самоконтроль и самодисциплина даны не каждому, а самостоятельно развить их в себе могут единицы людей. Я, как руководитель большой компании, следую принципу: если человек работает у меня и мне подчиняется, я должен управлять этим процессом. А если я этого не делаю, то процесс управляет мной. А чтобы я им управлял, я должен создать систему, которая позволит ему быть хорошим сотрудником – трудолюбивым, дисциплинированным и так далее.

За каждым успешным бизнесом, есть успешная публичная личность. Так же и в политике и в спорте. Взять команду ЦСКА в СССР, сразу вспоминаем ее тренера Анатолия Тарасова. В политике, партия ЛДПР, память выдает ее лидера Владимира Вольфовича Жириновского. Аман Тулеев – губернатор Кемеровской области пример достойного руководителя и управленца, во многих режимах управлял, ему бы книги писать. И так во всем, неважно какой пример: хороший или плохой, политический или исторический, везде есть личность.
Я чувствую, что набрал обороты, благодаря своей бизнес стратегии, связанной с контролем качества обслуживания клиентов. Система контроля и программное обеспечение у нас особые, такого нет ни в одном агентстве недвижимости в России. Было важно не только создать программу и систему контроля, но и внедрить все вместе в рабочий процесс. Это сложная задача, потому что сотрудники сопротивляются всему, кроме повышения заработной платы. Было очень трудно, но мне это удалось! Благодаря системе контроля и клиентской базе, которая позволяет развиваться, мы успешно работаем даже в период кризиса. Когда твоя команда верит, что это супер, никто не хочет покидать этот дом, потому что другого такого дома, в котором всем нам тепло и уютно, нет! Когда я об этом рассказываю профессиональному сообществу – они не верят, что такое бывает.

Моя ключевая стратегия не искать причины, а искать решение. Я обожаю находить решения, когда я сталкиваюсь с проблемой, когда что-то не работает или дает сбои в рабочем процессе. И когда нахожу решение, испытываю огромное удовольствие! Рассказывая на форумах об управленческих решениях, которые я принимаю, все говорят: «Вау, как круто»! Но при этом они не хотят делать этого же. Ничего сложного нет, просто нужно взять себя в руки и заставить. Наладить контроль, определить функциональные обязанности для каждого сотрудника и структурного подразделения, вовремя принять правильное управленческое решение - все вместе это и есть успешная стратегия развития компании.
Я уверен в завтрашнем дне, потому что делаю то, что не хотят делать другие.