СОВЕТЫ ОТ АВЕСТА-РИЭЛТ. Мошенники в сфере ЖКХ. Что делать?

Сфера ЖКХ была и остается одной из наиболее проблемных, однако нередко здесь осложняют ситуацию еще и мошенники. В пресс-центре «Комсомольской правды» состоялась пресс-конференция, посвященная теме мошенничества в сфере ЖКХ.

С 1 июля 2013 года с потребителей снята обязанность ежемесячно подавать показания приборов учета. И жители начали обращаться в ресурсоснабжающие организации с жалобами, что под видом контролеров в квартиры стали попадать мошенники. Кроме этого, на подъездах омских многоэтажек уже не первый месяц появляются объявления с требованиями установить счетчики на газ, нередко подпись гласит «Горгаз», и многие собственники квартир обращаются в такие организации, а потом сталкиваются со множеством проблем.

Какие еще уловки используют мошенники? С чем сталкиваются в своей работе ресурсоснабжающие и управляющие компании? Сложившуюся ситуацию пояснили эксперты, рассказав о том, как не стать жертвой нечестных граждан.

Начальник отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Омской области Дмитрий Чиж рассказывает:

- Здесь есть два основных момента. Первый – бытовое мошенничество – когда якобы для осмотра коммуникаций или проведения каких-либо работ люди проникают в чужие квартиры с целью завладеть деньгами или другими ценностями. В первую очередь на такую уловку попадаются пенсионеры. Чтобы избежать обмана, нужно четко выяснить, кто этот человек, который пытается попасть в квартиру, и какую компанию он представляет.

Второй момент – если вам предлагают приобрести приборы учета или оплатить оказание услуг, важно помнить, что все действия должны совершаться на основании договора. Такая оплата должна осуществляться либо в офисе компании, либо по квитанции. Не нужно отдавать деньги на дому – это может обернуться обманом либо оказанием некачественных услуг.

Помимо этого есть и факты коррупции со стороны некоторых должностных лиц. Они под предлогом подключения дома к каким-либо ресурсам просят сверх установленной договором суммы деньги за «ускорение процесса» и т.п. Одним из основных направлений деятельности Управления экономической безопасности и противодействия коррупции на сегодняшний день является защита бюджетных денежных средств, в том числе проведение мероприятий, связанных с нарушениями при определении тарифов. Факты мошенничества выявляются и при проведении ремонтных работ, при заключении договоров со строительными и другими компаниями.

Совет гражданам здесь следующий – обращайтесь в проверенные, известные организации, которые работают на рынке давно, не привлекайте сомнительные строительные организации, о которых никто не знает.

Главный специалист-юрист Государственной жилищной инспекции Омской области Илья Момот продолжает тему:

- В Государственную жилищную инспекцию Омской области неоднократно поступали жалобы по объявлениям об установке счетчиков. В основном это касается газоэксплуатирующих организаций, которые пытаются ввести в заблуждение жильцов, чаще пенсионеров, делая упор на то, что установка таких счетчиков – это не право, а обязанность каждого собственника квартиры. Многие люди обращаются к нам, и мы разъясняем им положение действующего законодательства, где говорится о свободе выбора гражданина.

В любом случае здесь должна активно работать управляющая организация или то лицо, которое осуществляет функции по управлению многоквартирным домом. Если домом управляет хороший руководитель, то, как правило, таких ситуаций не возникает – до жильцов доводят необходимую информацию, посторонних лиц в дом не пускают, а ненужные объявления срывают.

Как отметила директор по общим вопросам ОАО «Омскгоргаз» Елена Варфоломеева, крайний срок по установке в квартирах счетчиков газа, определенный на сегодняшний день, - 1 января 2015 года.

По словам Ильи Момота, если приходит контролер, то он должен предъявить соответствующие распоряжения и служебное удостоверение – это касается всех ресурсоснабжающих организаций. В любом случае сотрудники этих компаний действуют только с согласия жильцов. Если же все-таки услуга оказана некачественно или поставленные приборы учета не отвечают установленным требованиям, то разрешить ситуацию сможет только суд. Поэтому имеет смысл устанавливать счетчики через прямого поставщика ресурсов. И еще один важный совет: прежде чем оплачивать услуги ЖКХ по квитанции, сравните ее с предыдущими, поскольку существует такой вид мошенничества, как подделка квитанций. Они очень похожи на оригиналы, но там указаны другие реквизиты – и ваши деньги могут просто уйти на счет мошенников.

О том, как обманывают людей продавцы фильтров, рассказала руководитель Лабораторного центра ОАО «ОмскВодоканал» Наталья Моор:

- В последнее время мы довольно часто сталкиваемся с таким видом мошенничества, как навязывание людям фильтров очистки воды. Причем формы предложений – самые разнообразные. Например, продавцы «источника здоровой воды» собирают жильцов в подъезде, рассказывают, какая плохая вода бежит из наших кранов, и тут же предлагают фильтры со скидкой. Некоторые «умельцы» предлагают проверить качество воды на месте, в квартире, пользуясь некомпетентностью людей в химических процессах. Один таких из способов – показать, как выпадает осадок в воде из-под крана при помещении в нее электродов. «Секрет» в том, что эти электроды растворяются в воде. В фильтрованной воде такой реакции не происходит, так как она дистиллированная, «не живая» - и многие не понимают, что она лишена ионов и вредна для здоровья. В Омске качество воды постоянно контролируется. В водопроводной воде содержится хлор, так как это необходимо, согласно санитарным нормам и правилам, для дезинфекции. Способы избавления от хлора очень просты – это отстаивание воды или кипячение.

К нам обращались люди, которые приобрели фильтры за 40 или 50 тысяч рублей. После проверки воды, прошедшей очистку в таких фильтрах, оказывалось, что показатель РН не соответствует норме – вода становилась либо сильно кислой, либо сильно щелочной. Употребление такой воды может нанести вред здоровью.